Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Начальная школа являет собой основу образования каждого человека, поэтому важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Особым в жизни ребенка является период обучения в начальной школе. Это связано с изменением ведущей деятельности, с освоением новой социальной позиции, с расширением сферы и взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Для начального образования главным является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в большой мере обусловливает успешность обучения школьника. К общеучебным умениям относится работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся начальной школы. В перечень требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу входит, безусловно, и умение создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания.
Актуальность обучения тексту-описанию в начальной школе на основе функционального подхода обусловлена тем, что:
1) потенциальные возможности текста-описания для развития устной и письменной речи, логического и лингвистического мышления младших школьников достаточно высоки;
2) обучение тексту-описанию соответствует направленности мышления младших школьников;
3) в речевой деятельности текст-описание младшими школьниками используется неосознанно, что связано с недостаточной разработанностью методической системы;
4) обучающие возможности текста-описания на основе функционального подхода исследованы и опробованы в меньшей степени, чем возможности других типов текста.
Цель: описать методику работы над текстом-описанием на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: развитие речи младших школьников.
Предмет исследования: методика работы над текстом-описанием в начальной школе.
Для решения поставленной цели исследования мы ставим следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность текста-описания;
-проанализировать учебники и дидактические пособия в аспекте изучаемой проблемы;
-рассмотреть приемы работы с текстом-описанием в начальной школе.
-провести опытно-экспериментальную работу по теме исследования.
Методы исследования: анализ лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования; обобщение; сравнение.
Методологическую основу исследования составили научно- теоретические работы по лингвистике, психолингвистике, утверждающие коммуникативную и когнитивную функции языка; программы, методические рекомендации и пособия по обучению русскому языку в начальной школе. Лингвистика текста представлена трудами Е.П. Буториной, А.В. Голубевой, Т.И. Зиновьевой и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная методика может быть использована в практике развития речи младших школьников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ ОПИСАНИЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие и сущность текста-описания
В литературоведении существуют разные подходы к определению описания. Одни литературоведы в прошлом определяли описание как форму поэтической речи или прозаического мышления, другие – как способ изложения мыслей, третьи – как жанр поэтических произведений. Литературоведы выделяют: 1) чистое описание формы, которое дает статичный образ и прерывает развитие действия; 2) использование слова "описание", которое является формой поэзии, которое является формой прозаического мышления [4].
Согласно анализу литературных источников, описание представляется как текст или отрывок, в котором словесно описывается предмет, его особенности, пейзаж, обстановка и т. д. Определение описания как изображения признаков объекта сужает понятие описания за счет того, что изобразительная функция свойственна только художественной литературе, а описание может быть не только художественным, но и деловым, научным, публицистическим, устным.
Это связано с тем, что описательное письмо является результатом описания, а в широком смысле описательное письмо как перечисление характеристик объекта не может быть отделено от типизированного содержания, объекта речи в форме объекта. Согласно исследованиям научно-методической литературы, в большинстве случаев сочинение-описание рассматривается как особый жанр школьного сочинения. Во-первых, как известно, жанр - это вид литературного произведения со своими особенностями. Отсюда - отождествление жанров с речевыми типами литературных произведений. Можно сказать, что описание более или менее характерно для определенного литературного жанра, но не тождественно ему. Во-вторых, школьный термин сочинение имеет широкое значение и не отражает понятия типа речи, жанра или стиля. В лингвистике описание рассматривается как типизированное иносказание, служащее образцом или моделью иносказания, имеющее для этого определенную языковую структуру в виде широко одновременного или длительного перечисления признаков [20, с. 802].
Описание зависит от характера объекта мысли или высказывания. Обычно объект имеет определенный характер: это картина природы или окружающей среды, человек или животное. Иными словами, форма, состав, структура, качества, характеристики и назначение задаются путем перечисления признаков, характерных для ситуации, картины или предмета в данный момент или вообще присущих объекту речи.
Признак предмета в описании может указывать как на временное явление, так и на постоянное свойство, признак или состояние. Постоянные признаки в объекте – это такие признаки, или признаки, характерные для объекта в целом. Описание как функционально-семантическая типология односложных терминов характеризуется уникальным использованием категории времени глагола. Поскольку описание статично по содержанию, главной особенностью категории времени в данном типе высказывания является невозможность группировки настоящего, прошедшего и будущего времени в единую подтему, за исключением случаев, когда она используется в специальных стилистических целях как перечисление одновременных признаков объекта описания [20, с. 802].
Как известно, проблема знания человеком функциональных типов речи очень реальна. Мы много общаемся с разными людьми дома, на работе, в общественных местах. Важно также понимать речь других людей. Нужно правильно понимать все это, чтобы содержание любого произведения было наиболее полным и ясным, чтобы те, кто его читает или слушает, могли понять его суть и лучше разобраться в вопросах. Для того чтобы понять смысл любого текста, важно знать типы речи.
Типы речи – это функциональные типы текста, такие как объяснение, умозаключение и повествование. Для начала дадим определение описанию [3, с. 231].
Описание – это представление образа какого-либо явления действительности, предмета или человека путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Например, при описании портрета отмечаются такие черты, как рост, походка, цвет волос, цвет глаз, возраст, улыбка.
В описании читатель видит объект описания и представляет его в своем воображении. Кроме того, при описании читатель получает общее представление о предмете или человеке. Например, какой замечательный дом, комнаты в нем большие, столы и стулья большие, они сделаны из дерева, как кружево, а дерево вырезано узорами. Дом яркий и красивый. Он высокий, но лицо у него круглое, а на щеках румянец [13].
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
Текст описания состоит из следующих частей:
- общая характеристика предмета, общее впечатление;
- признаки, детали;
- общая оценка предмета.
- Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).
Пример текста-описания:
“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”
Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
какой предмет описывается? – дождь;
каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др. [5, с. 256]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буторина, Е. П. Русский язык и культура речи : учебник для академического бакалавриата / Е. П. Буторина, С. М. Евграфова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 261 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07126-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424021 (дата обращения: 12.02.2024).
2. Варфоломеева Ю. Н. Типология описательных текстов (сравнительная характеристика визуального описания и описания-характеристики) // Филология: научные исследования. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-opisatelnyh-tekstov-sravnitelnaya-harakteristika-vizualnogo-opisaniya-i-opisaniya-harakteristiki (дата обращения: 12.02.2024).
3. Варфоломеева Ю. Н. Типы описательных текстов (визуальное описание, описание-характеристика, контаминированное описание) // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-opisatelnyh-tekstov-vizualnoe-opisanie-opisanie-harakteristika-kontaminirovannoe-opisanie (дата обращения: 12.02.2024).
4. Водясова Л. П. Описание как функционально-смысловой тип речи, его виды и роль в художественном тексте // Вестник угроведения. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opisanie-kak-funktsionalno-smyslovoy-tip-rechi-ego-vidy-i-rol-v-hudozhestvennom-tekste (дата обращения: 12.02.2024).
5. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Голубева ; под редакцией А. В. Голубевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 386 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-7623-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412532 (дата обращения: 12.02.2024).
6. Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 319 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-07285-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434674 (дата обращения: 12.02.2024).
7. Евтеев С.В., Латышев Л.К. Типы текста и их функциональное наполнение // Вестник БГУ. 2017. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-teksta-i-ih-funktsionalnoe-napolnenie (дата обращения: 12.02.2024).
8. Казарин, Ю. В. Лингвистический анализ текста : учебное пособие для вузов / Ю. В. Казарин ; под научной редакцией Л. Г. Бабенко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 132 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07556-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454651 (дата обращения: 12.02.2024).
9. Методика обучения русскому языку в начальной школе : учебник и практикум для академического бакалавриата / под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08110-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433604 (дата обращения: 12.02.2024).
10. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 468 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06987-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/420600 (дата обращения: 12.02.2024).
11. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование и рассуждение). – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. – С. 72–76.
12. Никитина Л. Б., Гейко Е. В. ОБУЧЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ТЕКСТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-lingvisticheskomu-analizu-teksta-v-sisteme-podgotovki-uchitelya-slovesnika (дата обращения: 12.02.2024)
13. Рогова К.А. Структурная организация описания как функционально-смыслового типа речи // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnaya-organizatsiya-opisaniya-kak-funktsionalno-smyslovogo-tipa-rechi (дата обращения: 12.02.2024).
14. Русский язык (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы : учебник для среднего общего образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 385 с. — (Общеобразовательный цикл). — ISBN 978-5-534-15628-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509240 (дата обращения: 12.02.2024).
15. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для вузов / В. Д. Черняк [и др.] ; под редакцией В. Д. Черняк. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02663-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468668 (дата обращения: 12.02.2024).
16. Русский язык и культура речи : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Волошинова [и др.] ; под редакцией А. В. Голубевой, В. И. Максимова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 306 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06066-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449653 (дата обращения: 12.02.2024).
17. Современный русский язык : учебник для академического бакалавриата / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков ; под редакцией П. А. Леканта. — 5-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 493 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9883-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/412785 (дата обращения: 12.02.2024).
18. Современный русский язык : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 230 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08790-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441960 (дата обращения: 12.02.2024).
19. Солганик, Г. Я. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров / Г. Я. Солганик. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 239 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2183-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/382869 (дата обращения: 12.02.2024).
20. Улухужаев, Н. З. Описание как функционально-смысловой тип монологической речи / Н. З. Улухужаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 802-805. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35997/ (дата обращения: 06.03.2024).
21. Улухужаев Н. З. Функционально-стилистический аспект обучения описанию // Вопросы теории и практики обучения русскому и иностранным языкам. Материалы межвузовской научной конференции. – Наманган, 1994. – 210 с.
22. Фугелова, Т. А. Образовательные программы начальной школы : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Т. А. Фугелова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета. — 465 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11269-6 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-400-01223-5 (Издательство Тюменского государственного университета). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/444834 (дата обращения: 12.02.2024).
23. Феталиева Л.П., Алисманова Г.Г. Методика преподавания в начальной школе с точки зрения учителя // Вестник СПИ. 2021. №2 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-v-nachalnoy-shkole-s-tochki-zreniya-uchitelya (дата обращения: 12.02.2024).
24. Хопренинова В. А. Обучение созданию текста-описания художественного стиля на уроках русского языка в начальной школе или "об одном и том же по-разному" // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-sozdaniyu-teksta-opisaniya-hudozhestvennogo-stilya-na-urokah-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole-ili-ob-odnom-i-tom-zhe-po-raznomu (дата обращения: 12.02.2024).